Понедельник, 06.05.2024, 17:21
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Статистика
Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Понятие о номинальном, действительном и предельных размерах, предельных отклонениях, допусках и посадках.

Основные термины и определения установлены ГОСТ 25346 – 82 (СТ СЭВ 145 – 75).

    Номинальный размер (D, d, l и др.) – размер, который служит началом отчета отклонений и относительно которого определяют предельные размеры. Для деталей, составляющих соединение, номинальный размер является общим. Номинальные размеры находят расчетом их на прочность и жесткость, а также исходя из совершенства геометрических форм и обеспечения технологичности конструкций изделий.

    Для сокращения числа типоразмеров заготовок и деталей, режущего и измерительного инструмента, штампов приспособлений, а также для облегчения типизации технологических процессов значения размеров, помученные расчетом, следует округлять (как правили, в большую сторону) в соответствии со значениями, указанными в ГОСТ 6636 – 69 (СТ СЭВ 514 – 77 ). Ряды номинальных линейных разменов (диаметров, длин, вусот и т.п.) построены на базе рядов предпочтительных чисел (ГОСТ 8032 – 56), но с некоторым округлением их значений.

    Технологические межоперационные размеры, размеры, зависящие от других принятых размеров, а так же размеры, регламентированные в стандартах на конкретные изделия (например, средний диаметр резьбы), могут не соответствовать ГОСТ 6636 – 69.

     Действительный размер – размер, установленный измерением с допускаемой погрешностью. Этот термин введен, потому что невозможно изготовить деталь с абсолютно точными требуемыми размерами и измерить их без внесения погрешности. Действительный размер детали в работающей машине вследствие ее износа, упругой, остаточной, тепловой деформаций и других причин отличается от размера, определенного в статическом состоянии или при сборке. Это обстоятельство необходимо учитывать при точностном анализе механизма в целом.

    Предельные размеры детали – два предельно допустимых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали. Больший из них называют наибольшим предельным размером, меньший – наименьшим предельным размером. Обозначения их Dmax и Dmin для отверстия, dmax и dmin– для вала. Сравнение действительного размера с предельными дает возможность судить о годности детали.

    ГОСТ 25346 – 82 устанавливает понятия проходного и непроходного пределов размера. Проходной предел – термин, применяемый к тому из двух предельных размеров, который соответствует максимальному количеству материала, а именно верхнему пределу для вала и нижнему для отверстия (при применении предельных калибров речь идет о предельном размере, проверяемом проходным калибром). Непроходной предел – термин применяемый к тому из двух предельных размеров, который соответствует минимальному количеству материала, , а именно нижнему пределу для вала и верхнему пределу  для отверстия (при применении предельных калибров речь идет о предельном размере, проверяемом непроходным калибром).

    Чтобы гарантировать в наибольшей практически достижимой степени выполнение функциональных требований системы допусков и посадок, предельные размеры на предписанной длине должны быть истолкованы следующим образом. Для отверстия диаметр наибольшего воображаемого цилиндра, который может быть вписан в отверстие так, чтобы плотно контактировать с наиболее выступающими точками поверхности (размер сопрягаемой детали идеальной геометрической формы, прилегающей к отверстию без зазора), не должен быть меньше, чем проходной предел размера. Дополнительно наибольший диаметр в любом месте отверстия не должен превышать непроходного предела размера. Для валов диаметр наименьшего воображаемого цилиндра, который может быть описан вокруг вала так, чтобы плотно контактировать с наиболее выступающими точками поверхности (размер сопрягаемой детали идеальной геометрической формы, прилегающей к валу без зазора), не должен быть больше, чем проходной предел размера. Дополнительно минимальный  диаметр в любом месте вала не должен быть меньше непроходного предела размера.

    Для упрощения чертежей введены предельные отклонения от номинального размера: верхнее предельное отклонение ES, es – алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами; нижнее предельное отклонение EI, ei – алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами. Для отверстия ES=Dmax-D; EI=Dmin-D; для вала es=dmax-D; ei=dmin-D. Действительным отклонением называют алгебраическую разность между действительным и номинальным размерами. Отклонение является положительным, если предельный или действительный размер больше номинального, и отрицательным, если указанные размеры меньше номинального.

   Допуском T (от лат. Tolerance – допуск) называют разность между наибольшим и наименьшим допускаемыми значениями того или иного параметра.  Допуск T размера - разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами  или абсолютное значение алгебраической  разности между верхним и нижним отклонениями. Допуск всегда положителен. Он определяет допустимое поле рассеяния действительных размеров годных деталей в партии, т.е. заданную точность изготовления. С увеличением допуска качество изделий, как правило, ухудшается, но стоимость изготовления уменьшается.

     Две или несколько подвижно или неподвижно соединяемых деталей называют сопрягаемыми.  Поверхности по которым происходит соединение деталей называют сопрягаемыми. Остальные поверхности называют несопрягаемыми (свободными). В соответствии с этим различают размеры сопрягаемых и несопрягаемых поверхностей. В соединении деталей, входящих одна в другую, есть охватывающие и охватываемые поверхности.