Воскресенье, 19.05.2024, 11:42
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Статистика
Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Главная » Статьи » Технология машиностроения

Основные понятия, термины и определения

Основные понятия, термины и определения

На всех этапах развития машиностроительного производства пристальное внимание уделялось качеству выпускаемой продукции. Проблема качества актуальна для всех товаров и услуг. Особенно остро это проявляется при переходе к рыночной экономике. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие внимание вопросам качества, будут просто разорены.

Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества от рядового потребителя до руководителя любого уровня. Этим объясняется тот факт, что в последние годы значительно возрос выпуск специальной и учебной литературы по вопросам качества продукции.

В настоящей главе используются материалы из источников / 14, 16 /.

Следует отметить, что к обеспечению качества продукции направлена деятельность по стандартизации, метрологии и сертификации (рис.5.1).

Основные понятия, термины и определения установлены в нормативных документах по качеству продукции.

ГОСТ 16467-79 определил: “Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенным потребностям в соответствии с ее назначением”.

В 1986 г. Международной организацией по сертификации ИСО сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. Было определено: “Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности” (Международный стандарт ИСО 8402-86).

В 1994 г. терминология была уточнена. Стандартизовано следующее определение качества: “Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности”.

Объект – это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом могут быть, например, деятельность или процесс; продукция; услуги; организация, система или отдельное лицо; любая комбинация из них.

Товар – любая вещь, свободно отчуждаемая, переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Услуга – итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика и потребителя.

Есть и другое определение услуги в более доступной форме: набор функций, которые организация предлагает потребителю.

Характеристика – это взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описываются в технике, как правило, функционально, а не единичным показателем.

Продукция рассматривается как результат деятельности или процесса. Продукция в ГОСТ 15467-79 определена как результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера.

Результаты труда могут быть овеществленными (сырье, материалы, технические устройства и др.) и не овеществленными (энергия, информация и др.).

Термины и понятия указанного ГОСТа относятся только к овеществленным результатам труда.

Изделие является частным случаем единицы промышленной продукции. Свойство продукции – ее объективная особенность. Продукция имеет множество различных свойств, которые могут проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении, то есть при разработке, производстве, испытании, хранении, транспортировании, техническом обслуживании, ремонте и использовании. Термин “эксплуатация” применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс, а “потребление” относится к такой, которая при ее использовании расходуется сама.

Свойства продукции можно условно подразделить на простые и сложные. Например: надежность изделия является сложным свойством, которое обусловлено относительно простыми его свойствами – безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью.

Понятие качества используется также в термине “система качества”.

Система качества является целевой подсистемой системы управления организацией / 16 /.

Система качества – совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (административного управления качеством).

Организационная структура системы качества устанавливается в рамках организационной структуры управления предприятием и представляет собой распределение прав, обязанностей и функций подразделений предприятия и персонала.

Управление – распространенный, но не стандартизованный в общем смысле термин. В различных информационных источниках содержатся различные определения термина “управление”.

Под управлением в широком смысле понимается общая функция организационных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности, реализацию ее программы, цели.

По международным стандартам ИСО общее руководство качеством (административное управление качеством) – те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества. Оперативное управление качеством в Международных стандартах ИСО определяется термином “всеобщее руководство качеством”. Это подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.

Политика в области качества – основные мероприятия и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Планирование качества – деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества.

Обеспечение качества – все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности, что объект будет выполнять требования к качеству.

Улучшение качества – мероприятия, предпринимаемые повсюду в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды, как для организации, так и для ее потребителей.

Признаком продукции является качественная или количественная характеристика любых ее свойств или состояний.

К качественным признакам можно отнести:

-цвет материала,

-форму изделия,

-наличие на поверхности детали антикоррозийного или декоративного покрытия,

-способ крепления деталей изделия (сварка, клепка) и др.

Количественные признаки могут носить альтернативный характер и имеют только два взаимоисключающих варианта, например, наличие или отсутствие защитного покрытия.

Количественный признак является параметром продукции и может быть одним из показателей ее качества.

Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления. Номенклатура показателей качества зависит от назначения продукции. Показатель качества продукции может выражаться в различных единицах, например, километрах в час, а также может быть безразмерным.

На современном этапе принята система качества, установленная в международных стандартах – ИСО серии 9000. Фундаментальным является следующий принцип системы: управление качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла.

Существует понятие стадии (этапа) жизненного цикла продукции - условно выделяемой его части, которая характеризуется спецификой направленности работ, производимых на этой стадии и конечным результатом. Как отмечалось в главе I, можно выделить шесть стадий: маркетинг – проектирование – производство – обращение – эксплуатация (потребление) – утилизация. Отдельные стадии могут разделяться на этапы и процессы / 16 /.

На этапе маркетинга изучаются требования заказчика продукции. На этапе проектирования разрабатывается продукция, отвечающая всем требованиям потребителя. На стадии производства обеспечивается уровень качества, заложенный в проекте. При обращении должно быть сохранено сформулированное качество в период транспортирования, хранения, подготовки к продаже, реализации. На стадии эксплуатации к управлению качеством подключается непосредственно потребитель продукции. От того, насколько он будет грамотно использовать (эксплуатировать) продукцию, будет зависеть ее качество, в частности срок службы. На стадии утилизации необходимо предупредить вредное действие использованной продукции на окружающую природную среду.

Этапом утилизации не заканчивается деятельность предприятия. К этому сроку, а практически еще раньше, предприятие начинает изучать предполагаемые потребности, уточнять текущие потребности и после маркетинговой деятельности приступает к проектированию новой продукции. Так возникает новый виток деятельности в области качества – от стадии маркетинга до стадии утилизации и т.д.

Непрерывность стадий и этапов жизненного цикла подсказала исследователям проблемы качества модель обеспечения качества в виде непрерывной цепи (окружности), составляющей которой служат отдельные этапы жизненного цикла продукции (рис.1.1). Эту модель раньше называли петлей качества (спиралью качества), и в последней версии ИСО 900 – “типичные этапы жизненного цикла продукции”.

Категория: Технология машиностроения | Добавил: Админ (23.10.2016)
Просмотров: 1150 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: